Философия семейного альбома

12205021_10201283847575381_56877368_nАвтор текста: Ирина Циттель.

Автор фотографий: Евгения Барра.

Семейный альбом создает иллюзию обладания прошлым ( Сьюзен Зонтаг, кинокритик)

Семейная фотография, на мой взгляд, одно из самых мало изученных явлений нашей жизни. Она давно и прочно вошла в жизнь каждого из нас, и уже редко наталкивает на размышления о своем предназначении, форме и содержании. Семейная фотография сегодня – это просто фактическое подтверждение чему-то – сродни табелю с оценками, свидетельству о рождении или о браке. Эти фото были и есть в нашей жизни, так же, как были в жизни наших родителей, бабушек и дедушек, как будут в жизни наших детей. Но с годами роль семейной фотографии постоянно обесценивается, утрачиваются ее воспитательное значение и первоначальный смысл.

История семейной фотографии такая же длинная, как история самой фотографии. Изначально семейная фотография служила своего рода кирпичиком в семейной летописи. Перебирая старые семейные архивы, практически невозможно найти в них случайные снимки. С пожелтевших фотографий на нас смотрят сосредоточенные, преисполненные важностью момента, люди. Никакой небрежности ни одежде, ни в прическах, ни в постановке кадра – каждым снимком писалась история. С развитием фототехнологий фотография стала общедоступной, и это неизбежно привело к наполнению новым смыслом того, что мы называем «семейной фотографией». Семейная фотография стала более репортажной, она стала фиксировать сначала какие-то важные моменты жизни, со временем – не очень важные, затем – не совсем нужные, и наконец – совсем ненужные с точки зрения истории.

12204527_10201283845135320_16831923_nЕсли в самом начале своего пути семейная фотография включала в себя , в основном, только в фотографии в портретном жанре, то в процессе развития она «примерила» на себя и репортаж, и пейзаж, и такие специфические жанры, как свадебная фотография, тревелфото ( фотография в путешествии), фотоистория. Портрет был изрядно потеснен репортажем — и это во многом привело к примитивизации семейного фото – фиксации банальных сюжетов и застигнутых врасплох перекошенных лиц. Семейное фото, предназначенное когда-то сохранить в памяти потомков что-то значимое и важное, словно забыло о своем высоком предназначении.

В семьях, где сохранились семейные архивы, можно найти старые письма, телеграммы, открытки, записки. Эти маленькие свидетельства семейной истории сегодня уходят в прошлое. Нынешнее поколение – поколение мейлов и смсок – уже не оставит своим потомкам практически никаких памятных вещиц. За исключением, пожалуй, только семейных фотографий. Они останутся, несмотря на изменения технологий, в цифровом формате или отпечатанные на обычном принтере. Они останутся, приняв на себя весь глубокий смысл семейного архива. Но вот вопрос – справятся ли они с такой задачей, без осмысления и понимания нами сущности семейного фото?

Мне часто приходится иметь дело с семейными фотографиями – очень старыми и современными, со знакомыми и незнакомыми лицами. Иногда мне приносят их на восстановление, иногда я покупаю их для своей коллекции. Я люблю рассматривать старые фотографии в музеях, даже на сайтах – хотя считаю, что цифровой формат просто убивает старые снимки. И каждый раз я размышляю о несправедливой доле, доставшейся семейным фотографиям.

Когда-то просмотр семейных фотографий был ритуалом. Семейные альбомы в кожаных или бархатных переплётах занимали центральные места в гостиных и кабинетах. О каждом человеке на фото из альбома можно было рассказать свою историю.

Сегодня интерес к просмотру семейных альбомов практически утрачен. Мы редко их пересматриваем, редко показываем гостям. Мы даже провели опросы, которые показали, что девять человек из десяти не любят смотреть чужие семейные альбомы. Для многих такое предложение звучит, как приговор. И ведь просмотр семейных альбомов не предполагает проникновения в какие-то личные тайны. Напротив, семейные альбом всегда служил предметом гордости за свою семью, демонстрировал историю семьи.

Утрата интереса к просмотру альбомов неизбежно повлекла за собой утрату интереса к сохранению семейных архивов. Старые снимки приходят в негодность – ломаются, желтеют, выцветают. Из памяти уходят имена людей, изображенных на старых фото, снимки теряют какую-либо семейную ценность и безжалостно уничтожаются или выбрасываются. И вместе с этими снимками безвозвратно исчезают частички семейных историй. С утерянными фотографиями теряются следы эпохи.

Размышляя о причинах такой трансформации места семейного фото в нашей жизни, я с абсолютной уверенностью могу назвать, по крайней мере, одну из них. Это то, что у нас никогда не была сформирована культура семейного альбома. Исторически так сложилось, что традиции создания семейного альбома у нас в стране не успели развиться, сохранились только отдельные обрывочные представления — и именно эти представления сформировали тот тип семейного альбома, который сегодня существует практически в каждой семье. Бедность и разруха, тотальный дефицит на протяжении прошлого столетия лишили нас качественных материалов для создания альбомов. Низкосортный серый картон и клеенчатые обложки – вот предложение легкой промышленности, несколько десятилетий формировавшее отношение общества к фотоальбомам.

Возможно, поэтому семейный альбом сегодня во многих семьях – это унылое и скучное собрание фотоснимков; бессвязное, случайно подобранное, где соседствуют фотографии высокого уровня и фотомусор. Нередко фотоальбомы в семьях хранятся в неизменном виде десятилетиями, так как были когда-то задуманы далекими предками. Мы боимся покуситься на них, психологически отстраиваемся от них, начинаем писать свою историю «с чистого листа». Подобная точка зрения имеет право на жизнь только в том случае, когда старый альбом не теряет своей актуальности с годами. Если же он со временем утрачивает все связи с сегодняшним днем, ему нужно придавать новое осмысление. Семейный альбом должен быть интересным и содержанием, и оформлением. От простого просмотра ведь так легко «заболеть» историей семьи, восстанавливая в памяти своей и своих детей забытые факты и лица.

804528_10201283845095319_1482522750_nПо большому счету, фотоальбом – это своего рода семейная библия. Ни в одном предмете настолько сильно не сохраняется культура семейных традиций и метафизика связи поколений. Ничто так сильно не помогает личной самоидентификации, как осознание собственного места в семье, семьи – в обществе. И в этом смысле семейный альбом недостаточно рассматривать просто как способ хранения фотографий. Это уже нечто большее — это семейная история, семейная реликвия.

Если обратиться к истокам фотографии — можно увидеть, что семейный альбом (в широком смысле этого слова) имеет свою историю. Огромное количество всевозможных частных альбомов выставлено в музеях фотографии по всему миру. И эти альбомы разительно отличаются от того, что мы сами привыкли считать «семейным альбомом».

История семейного фотоальбома почти такая же долгая, как история самого искусства фотографии. Она несет в себе психологический и социологический оттенки, непосредственно увязывается с историей всего общества. По оформлению альбома, по количеству и качеству фотографий в нем, по сюжетам на снимках можно определить место, которое семья занимала в обществе в разные периоды времени, по ним мы можем судить о семейных взаимоотношениях, о глубине родственных связей. Фактически, семейный альбом – это средство, позволяющее конструировать семейную историю. И именно семейный альбом наглядно демонстрирует отношение семьи к собственному прошлому.

Изначально альбомы создавались совсем не как хранилище фотографий, а как ценный предмет, предназначенный для частого просмотра и демонстрации. Ведь фотографиями того времени очень дорожили, и в материальном и в духовном смысле. Альбомы дорого оформлялись и даже сами по себе уже представляли художественный интерес. А наполнение их тщательно подобранными снимками делали их настоящей семейной реликвией.

В собрании музея Дома Истмена в Нью-Йорке хранится альбом, сделанный руками Виктора Гюго и его жены в подарок их дочери. В своем альбоме они собрали 41 фотографию, посвященную пребыванию их семьи в ссылке на острове Джерси. Альбом в темно-красном сафьяновом переплете, с множеством позолоченных украшений, уже сам по себе вызывает трепетное отношение. На первой странице — теплое посвящение, написанное рукой самого Гюго. Здесь же в конвертике прикреплен кусочек водорослей с острова Джерси, напоминающий им о совместно пережитых там днях. Альбом наполнен памятными надписями, позволяющими сохранить в памяти наиболее важные места и события.

В том же музее представлены совершенно другие типы семейных альбомов – небольшие истории-басни, альбомы-фотоколлажи, альбомы с паспарту — среди них нет похожих друг на друга, и самое главное, что их объединяет – это их уникальность, эксклюзивность.

Альбомы такого рода в нашем социуме — огромная редкость. Трепетное отношение к фотографиям складывается не только из родственных чувств и личных воспоминаний, но и из понимания уникальности снимков, их исторической ценности. К сожалению, приходится признать, что у нас обесценено и то, и другое. И если уж говорить о возрождении культуры семейного альбома, то начинать нужно с вопросов нравственных, таких как ценность семейных отношений, историческая связь поколений.

Но если посмотреть с другой стороны, то семейный альбом может оказаться лучшим инструментом для решения этих самых вопросов. Идея создания семейного альбома – настоящего, отражающего историю нескольких поколений – может оказаться объединяющим началом для многих членов семьи, наполнить новым смыслом отношения между ними. Память – это единственная реальность, бесценная по своей сути. Ведь мы есть то, что мы помним.

Возможно, тема семейного альбома меня бы не привлекла, если бы однажды я тоже не достала из шкафа все семейные альбомы и фотографии. Я не пересматривала их несколько лет и уже не все события и лица легко вспоминались. На какое-то мгновение стало даже страшно от ощущения утраты чего-то важного. Несколько недель я сортировала фотографии по разным «историям»: семья от прапрадедушки с прапрабабушкой до собственных детей , школа, институт. Я погрузилась в процесс восстановления старых снимков, поиском документов. Моя мама рассказала мне совершенно удивительные истории о многих членах нашей семьи, о существовании которых я даже не подозревала.

Вся восстановленная информация требовала визуализации. Мы писали историю семьи с иллюстрациями, словно восстанавливали историю страны. Мы отмечали удивительное сходство по мужской линии, передавшееся через четыре поколения. Мы сравнивали свадебные фотографии за период почти в восемьдесят лет. Мы всматривались в лица учеников за партами – это дедушка, это бабушка, это внук .

12188872_10201283847655383_237090669_nИдеи альбомов, казалось, витали в воздухе. Каждую историю мы дополняли сохранившимися письмами, открытками, рисунками. Американский писатель Ирвин Шоу как-то сказал, что жизнь некоторых людей похожа на роман, а у некоторых даже на строчку из рассказа не дотягивает. Семейный альбом – прекрасная иллюстрация к роману. Или к рассказу? Многие ли из нас сразу ответят на этот вопрос ? Но вот то, что в наших силах сделать роман или рассказ красочными, наполненными деталями, приятными для многократного прочтения – безусловно.

Роль семейной фотографии сегодня все-таки недооценена. Ведь фотография не может существовать сама по себе, она не берется из ничего. Фотография – это отражение реальности. «Мумифицированное время» сказал Анри Базен. Семейные фотографии не только продляют радость от общения с близкими людьми, позволяют заново переживать важные моменты, но и наполняют каким-то дополнительным, особым содержанием жизнь следующих поколений. Не стоит лишать ни себя, ни их этого.

В нашем клубе вы всегда можете заказать фотосессию для себя и своей семьи у нашего прекрасного фотографа Евгении Барра. Все вопросы по тел.8916-2656147 или e-mail admin@big-turtle.ru.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *