Детский сад — это не просто место пребывания ребенка, это место его жизни, где он проводит времени не меньше, чем в родительском доме. Детский сад не должен быть учреждением, в котором воспитатели исполняют должностные инструкции, – он должен быть домом, в котором живут люди, семья, а не искусственно созданный коллектив. Эта идея нашла свое воплощение в создании детского нашего детского сада, где в группе для детей от трех лет реализуется воспитание с элементами Вальдорфской педагогики. Почему в воспитании используются только элементы педагогики? Потому что из Вальдорфской педагогики было избрано только то, что как правило нравится всем; все, что вызывает споры в среде родителей, остается за рамками нашего сада.
В Вальдорфском детском саду не относятся к ребенку как к маленькому взрослому (мысль-эмоция-совершение действия). Не взывают к его совести и разуму. Создается пространство для движения и игры, в игре особое внимание уделяется развитию тонкой моторики. Здесь используются методы ориентированные на детскую сущность с ее особенностями восприятия (повторение действия-эмоция-мысль). Обучение происходит через действие – избирается деятельность доступная для участия ребенка. От игрушек созданных руками исходит человеческое тепло, а природные материалы приготовленные для игры, как будто до сих пор дышат лесом и рекой.
Вальдорфский детский сад – это детский сад игры, здесь все побуждает к активной игровой деятельности. Все пространство сада предусматривает развитие детской свободной игры. Детям предоставлен разнообразный игровой материал, который можно использовать для творческого строительства.
Работа воспитателей (садовниц) построена так, чтобы в группе шло развитие собственной активности каждого ребенка; прививалась осмысленность его собственных поступков; формировалось ответственное последовательное поведение; уверенность в себе; сформировалась четкая нравственная позиция.
Организация жизни группы на основе ритмичного повторения ведет к правильной организации питания и воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей. Процесс приготовления пищи происходит совместно с детьми, является также педагогическим. Душевное состояние во многом зависит от способа питания, поэтому акцент в детском меню сделан на натуральные легко усваиваемые продукты.
В российских условиях Вальдорфский детский сад впитал в себя элементы традиционной культуры с характерными фольклорными песнями, играми, народными ремеслами и сезонными праздниками. В ежедневном ритме дня обязательно присутствуют устные сказки, кукольные спектакли, подготовка к праздникам, занятия рукоделием. Так у детей формируется богатый внутренний мир, художественно-эстетический вкус, развивается фантазия, творческое мышление, чувства и воля.
Вальдорфский детский сад лучшая альтернатива традиционному детскому саду и гармоничное продолжение идеи естественного родительства, которое мы готовы подарить своим детям. Гармоничный ритм позволит ребенку обрести спокойствие и встречать каждый новый день с радостью.