Ребенок идет в детский сад — это новый этап и для него, и для родителей. Каждая история привыкания ребенка к саду и каждая история жизни семьи уникальная, и важно, чтобы ваше решение о готовности ребенка к походу в сад и ваша стратегия подходили именно вам.
Когда идти в сад?
У каждого малыша — индивидуальные сроки готовности к посещению сада. Но есть нижняя граница — три года. В сад должен идти говорящий ребенок, который не только говорит внятно и может объяснить самые простые свои нужды: попить, пописать, — но и сказать что-то более сложное: «Он меня обидел», «Мне скучно», «Я испугался». Отдавать в сад не говорящего ребенка – проблематичная стратегия.
Есть еще некоторые моменты, с которыми не стоит совмещать это событие:
— с переездом
— с выходом мамы на работу
— с изменением состава семьи.
Привыкание к саду само по себе – большой стресс, и в психологии есть такой закон: стресс не надо накладывать на стресс.
Сколько времени обычно длится адаптация?
Длительность периода адаптации почти к любому большому событию – от четырех до восьми недель.
Это самый острый период. Привыкание к саду – это тоже не момент, это процесс. Нужно время, чтобы все системы ребенка перестроились, перешли на другие рельсы.
Привыкание к детскому саду идет на всех уровнях. Ребенку приходится привыкать к новому режиму, новой микробной среде, к новому питанию, к новой температуре, к новым запахам, — все уровни физических ощущений.
Но главное, к чему придется привыкнуть ребенку, — это к новому статусу, что он теперь один, без «прикрывающего» взрослого. И много-много других подслоев делают привыкание не моментом, а процессом.
И даже если ребенок говорит: «Я хочу в детский сад», это совсем не значит, что адаптации у него не будет, или она будет мягкой.
Сложность №1: сопротивление ребенка
Нужно настраиваться на то, что оно будет, и придумывать разные способы реагирования. Если ребенок плачет, собираясь в сад, у мамы и папы должен быть так называемый «карман фокусника» — какие-то штучки, которые способны утешить ребенка и когда он встал, и по дороге к саду.
Лучше всего в сложные периоды работают не наказания и не родительское раздражение, а поощрения. Можно пытаться встраивать какие-то небольшие бонусы: например, короткий мультик, если быстро оделись или право поиграть в машине в телефон. А еще у ребенка может быть какая-то почетная обязанность в машине — как поощрение.
Вторая важная точка — расставание с родителями в детском саду. Тут часто тоже бывает много слез. Что делать?
Иногда помогает план «быстрого бегства». Я знаю многих мам, которые выскакивали из группы пулей под пронзительные крики, понимая, что эти крики прекратятся, как только за ними закроется дверь, что это были адресные крики — рассчитанные на родителей.
У Чуковского в книге «От 2 до 5» есть великолепное высказывание ребенка: «Я не для тебя плачу, а для тети Зины». Когда мамы нет, нет адресата плача – нет и плача.
По-моему опыту, в 70% случаев истории с плачем удается «перехитрить». Главное, надо понимать, что дети остро реагируют на эмоциональное состояние собственных родителей.
Сложность №2: смена ролей
Гораздо сложнее ситуация, когда ребенок пошел в сад фактически идеально, а дальше началось сопротивление.
Надо знать, что это один из вариантов привыкания к саду. Не надо думать, что причиной стала какая-то травма. В большинстве случаев это совсем не так.
Это, скорее, про то, что ребенок пошел в сад и увидел, что ничего особо интересного там нет. Эффект новизны прошел – началась рутина, а тут еще ребенок понял, что он не будет в саду таким царем и императором, как дома, и начал сопротивляться.
В таком случае иногда помогает пауза — недельная или двухнедельная — для того чтобы снять эту «аллергическую» реакцию.
Сложность №3: отношения в саду
Детям непросто выстраивать горизонтальные отношения. Дети привыкли, что подстраиваются не они, а к ним, а их желание – это почти закон.
Когда ребенок оказывается в саду, он обнаруживает, что здесь он уже не главный, и это сильно затрудняют адаптацию. Появляется сложность построить отношения со сверстниками.
Следствием этой сложности может быть нежелание идти в сад. Стоит ли при возникновении сложности в общении с другими детьми давать обратный ход и в сад не ходить?
Для меня ответ однозначный – не стоит, потому что такой опыт ребенку понадобится в любом случае, и если он не возникнет в саду, он возникнет в школе.
Как облегчить ребенку адаптацию
Секрет 1. Это простые методы популяризации. Ребенок должен быть одет в красивую одежду, лучше с какой-нибудь популярной для этой возрастной группы символикой.
Можно разрешить ребенку принести из дома какие-то свои игрушки для группы. Эти нехитрые методы позволят ребенку почувствовать большую уверенность в себе.
Секрет 2. Ребенок реагирует не на слова взрослого, а на его состояние. Если мама и папа испытывают тревогу, неуверенность, чувство вины перед ребенком, когда отводят в сад, — адаптация может быть сильно затруднена. Когда мама думает, отводя ребенка в сад, что она плохая мать, долгосрочная проблема ей гарантирована.
Секрет 3. Оптимальный режим посещения сада на период привыкания – это «хорошенького понемножку». «Тише едешь – дальше будешь» — лучшая стратегия.
Некоторые думают, что на период привыкания хорошо ходить в сад только до сна. Первые недели – да. Дальше лучше использовать другие паузы — иногда брать выходной среди недели, раньше забирать. Это поможет ребенку сформировать отношения в саду.
Ведь это глобальная задача – уметь выстраивать отношения. Для этого нужно уметь разные вещи: договариваться, не соглашаться, вести диалог. Это те социальные навыки, которые потом всю жизнь будут ребенку нужны. И они, мне кажется, самые важные. Адаптация завершена, когда ребенок научился взаимодействовать с другими детьми без прикрытия взрослых.
Источник http://ekaterina-burmistrova.com/v-detskij-sad2/
Так же подробнее о детских садах «Большой Черепахи» вы можете прочитать тут