Начиная с трех лет, у ребенка идет активное развитие. Если пассивное развитие (от года до трех лет, когда ребенок познает мир, находясь рядом с мамой) до этого состоялось правильно и успешно, то активное начинается вовремя и легко.
В этом возрасте у ребенка появляются специальные занятия или кружки: танцы, рисование, спорт и т.д.
Ребенок может оставаться без мамы на чужой территории на определенное время. Теперь это для него даже полезно. Он начинает узнавать, что в разных местах есть разные правила поведения. Можно ли в данном месте громко кричать и разговаривать или необходимо вести себя тихо, никому не мешая; у кого нужно спрашивать разрешения, чтобы взять книжку, игрушку или какой-то другой предмет; где и что запрещено или опасно. Ребенку полезно знать, что в различных местах бывают другие взрослые люди, которые тоже являются главными. И их надо слушаться, тем более это важно, если мамы нет рядом.
Ребенок после трех лет имеет все необходимые базовые навыки, чтобы учиться, общаться со сверстниками и строить отношения в детской группе.
Как правило, в три года малыш уже хорошо разговаривает, и может самостоятельно общаться с другими детьми или взрослыми, быть включенным в общение. Может изложить свою просьбу, высказать свою мысль, недовольство или предпочтение, пожелание.
Строить взаимоотношения с детьми и взрослыми теперь он учится не только наблюдая, но и взаимодействуя с окружающими. Открыто проявляет свои эмоции. Может упрямиться, ссориться с детьми во время игры, либо наоборот быть ласковым, заботливым, внимательным, вежливым. Может выступать инициатором игр, или других действий. При этом, получает огромное удовольствие от игр не только с детьми, но и от тех, в которые играет один. Ребенок становится более уверенным и самостоятельным, хотя по-прежнему нуждается во внимании и руководстве старших.
Взаимодействие в группе с другими детьми очень важно для трехлетки, но будет здорово, если эта группа является разновозрастной. Где дети не одинакового возраста, а есть и детки постарше, на примере которых младшие обучаются.
Находясь в разновозрастной группе, ребенок видит то, к чему он реально может стремиться. Он осознает, что если другой старший ребенок умеет делать то, чего трехлетний малыш пока не умеет, обладает определенными навыками, значит, в скором времени он и сам сможет этому всему научиться. Малыш наблюдает за тем, как старшие дети общаются, играют, помогают взрослым. Младшие тянутся за старшими, перенимают правила поведения, манеру общения, взаимодействие не только со взрослыми, но и с другими младшими ребятами. Так, ребенок, подрастая, будет знать, как общаться и показывать пример детям, которые теперь будут младше его. Процесс обучения и развития в разновозрастной группе проходит гораздо быстрее и легче.
Для детей трех лет и старше, по-прежнему, важным остается физическое развитие. Которое способствует созреванию его нервной системы, интеллекта, эмоций, речевого аппарата. Это занятие на развитие координации, движения, моторики, ловкости. Они еще долго остаются в приоритете и приносят много пользы малышу.
С трех лет у ребенка начинают появляться первые обязанности по хозяйству, которые зависят от образа жизни и быта, принятых в его семье. Ребенок должен приучаться быть трудолюбивым, ставить перед собой цели и выполнять определенные навыки. Обязанности учат ребенка рассчитывать на свои силы. Появление у ребенка собственных обязанностей дает ему ощущение того, что он является важным членом семьи, в которой живет. И это придает ему чувство собственного самоудовлетворения.
Вместе с обязанностями, у ребенка появляются и первые азы ответственности. И если он не захотел убирать сам свои игрушки, что теперь является его обязанностью, то мама может предпринять меры, заставляющие ребенка задуматься о том, что каждый его поступок несет ту или иную ответственность. Все это необходимо и очень важно для правильного и полноценного активного развития ребенка, становления его как личности.
Именно в возрасте 3х лет у ребенка можно наблюдать и кризисные явления: негативизм, упрямство, своеволие и др. Важно не бороться с этим, а понимать, что этот возрастной кризис является закономерным явлением в развитии детской психики.