fbpx
84951182341 84999387971

Сказкотерапия

1526463_857949027558594_634254696676221010_n1. Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия — буквально лечение души сказкой. Это самое приятное и самое детское лекарство, которое подходит всем, и детям, и взрослым, и почти не имеет противопоказаний. Нужно только учитывать психологические особенности возраста ребенка: до 3-4х лет малыш может не осознавать отличие сказочной действительности от реальной.
Сказкотерапия ещё и самый древний способ психологической помощи: сначала пестушки, прибаутки, колыбельные, а потом и любимые сказки помогали успокоить ребенка, в случае провинности -объяснить иносказательно ребенку смысл его проступка, показать нравственные ориентиры. Если ребенок вновь и вновь возвращается к одной и той же сказке, то это означает, что в ней затрагиваются важные для него моменты, возможно ребенок ассоциирует себя с каким-нибудь героем этой сказки.

2. Когда помогает сказкотерапия

Внимательные родители сами могут помочь своему ребенку, освоив сказкотерапию. Можно проконсультироваться со специалистами, которые научат правильно сочинять сказки и работать по этой методике. В непростых случаях желательно обращаться к психологам, ведь формы и методы работы со сказкой очень разнообразны.
Психологи выделяют несколько видов лечебных сказок:
-дидактические (развивающие и обучающие)
-диагностические (помогающие понять отношение ребенка к тревожной ситуации или какую жизненную позицию занимает ребенок в данный момент)
-профилактические (опосредованно помогают накоплению жизненных знаний и развитие личностных качеств)
-художественные (хранят в себе многовековой опыт и традиции народа, мудрость, моральные законы)
-лечебно-психологические (помогают со стороны посмотреть на проблему, вдохновиться победами положительного героя, увериться, что всё будет хорошо)
-медитативные (снимают напряжение, настраивают на позитивный лад, создают положительный эмоциональный фон)
Сказкотерапия работает со многими детскими проблемами:

  • различные страхи (темноты, незнакомых людей, медицинских манипуляций и пр.)
  • проблемы в семье(развод родителей, появление младшего ребенка..)
  • потери близких
  • агрессия, тревожность
  • физические проявления психологических проблем(тики, энурезы и пр.)

Для решения этих проблем можно рассказывать ребенку народные или авторские художественные сказки: сказку «О трусливом зайце» будет полезно послушать пугливому ребенку. Сказка Л.Пантелеева «Две лягушки» подходит для часто болеющих детей, не имеющих сил бороться, для взрослых, потерявших цель в жизни. Для коррекции низкой самооценки, а так же приемным семьям поможет сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок».
Можно использовать и готовые сказки, сочиненные психологами, например сказки Екатерины Блюхтеровой: «Про чудовище в шкафу»для всех трусишек ,» Детская комната», сказка для тех, кому пора перебираться в свою комнату и т.д.

3. Как помочь ребенку самому

Если у родителей есть желание самому стать сказочником для своего ребенка, то вот несколько советов, как сочинить сказку:

  • Исходите из проблемы своего ребенка, а так же из его интересов. К примеру мальчику, увлеченному астрономией, испытывающему проблемы в общении, сочинили сказку про маленькую звездочку, которая летела к другим звездам сквозь преграды, чтобы обрести друзей.
  • Придумайте героя, похожего на Вашего ребенка, близкого ему по возрасту. Это может быть и игрушка, и герой сказки или мультфильма, и животное или птица. Дети до 5 лет в большей степени ассоциируют себя с животными.
  • Опишите конфликт и переживания героя, схожие с проблемой ребенка. Прямого сходства быть не должно.
  • Расскажите, как герой оказывается на «перепутье»,как справляется с трудностями, покажите ситуацию с разных сторон, опишите существ, встречающихся герою на пути, мешающих или помогающих ему.
  • Решение проблемы, добро побеждает, зло наказано.
  • Герой извлекает уроки из произошедшего, его жизнь меняется в лучшую сторону. Поговорите с ребенком об окончании сказки, выслушайте его оценку.

4. Работаем со сказкой

Психотерапевтические сказки не обязательно обсуждать с ребенком, можно дать ему возможность наедине обдумать сказку и сделать выводы. Можно так же дать самому придумать конец сказки. Родители получат возможность понять, о чем думает ребенок. Остановите чтение сказки на том этапе, где герою выпадет несколько возможных путей решения проблемы и предложите ребенку придумать, как всё закончится. Обязательно спросите, каковы причины именно такого решения. Потом дочитайте и обсудите конец сказки, который придумал автор.
Существует много других видов работы со сказкой: сказку можно нарисовать, к сказке можно подобрать музыку, изготовить куклы, сказку можно инсценировать.
Если ребенок захочет, то героев сказок можно слепить из пластилина и действовать ими в процессе рассказа. Лепка очень полезна при любых психосоматических заболеваниях, она снимает напряжение, даёт ощущение контроля, и очень близка пластичной сказочной реальности, где персонажи и события могут видоизменяться, превращаться в кого-нибудь другого.
Известно, что визуализация различных страхов помогает избавлению от них. Помимо лепки, психологи советуют применять рисование или аппликацию. После того, как ребенок изобразит пугающий его персонаж, с ним можно поступить двумя способами:

  • Смять или разорвать страшного героя. Его больше не существует, бояться некого.
  • Превратить его во что-то смешное. Дорисовать ему забавные уши или нос, посмеяться над ним, а значит, перестать бояться.

Не забывайте отслеживать реакцию ребенка на повороты сюжета. Расположитесь так, что бы видеть глаза, жесты, мимику. Эмоциональный отклик поможет родителям увидеть и понять наиболее волнующие ребенка моменты в содержании сказки.
Сказкотерапия — очень доступный вид психологической помощи. Необязательно быть психологом и обладать различными методиками, достаточно быть любящим родителем и рассказывать своему ребенку сказки, это уже само терапевтично. А приятным побочным эффектом сказкотерапии будет развитие у ребенка воображения, творчества, свободы мышления.

Ирина Шалимова, руководитель Сети детских садов, Семейного клуба и Бюро семейных путешествий «Большая Черепаха»

Источник: detkiuch.ru/pu…/vospitanie_rebenka/skazkoterapija/34-1-0-787

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *