Волшебница тётя Маша в гостях у «Большой Черепахи»!

Есть люди, мимо которых не пройти, настолько они солнечные и светлые. К ним тянешься изо всех сил, чтобы почувствовать тепло и радость просто от общения с ними, а уж если вы увидели их за любимым делом… Эти счастливцы часто занимаются тем, что возводят самое обыденное в ранг искусства. Именно таким человеком является Мария Тимофеева или просто тётя Маша, руководитель театра «Быстрая лисица». Она может превратить даже знакомую всем сказку в волшебное музыкальное представление, где каждый зритель становится непосредственным участником, который проживает всю историю от начала до конца. Нам посчастливилось узнать о ней и её команде чуть больше.

Вас многие знают как тетю Машу. Даже в названии вашей студии присутствует это имя. Как и с кого это началось? И как возникло название для театра «Быстрая лисица»?

SONY DSCМои дети ходили в вальдорфский детский сад. Там принято всех старших называть — тетя Маша, тетя Саша. Так звали и зовут меня мои детки-ученики и их мамы (я и сейчас с большим удовольствием веду развивающие занятия с малышами, черпая оттуда материал и вдохновение для сказок и спектаклей). Название выездного театра возникло как шутка. Есть театр «Ученый медведь», есть «Глупая лошадь», это все наши друзья, ну и продолжая тему, мы решили тоже найти себе животное-тотем)). Мы чувствовали себя лисичками, такими энергичными, занятыми мамами-лисичками, а поскольку монтаж и демонтаж спектаклей надо делать за полчаса, то решили стать «быстрыми лисичками». Даже на нашей визитке у лисы с одной стороны нос, а с другой хвост, а сама она так быстро бежит, что и тела не видно )).

Тётя Маша, мы все знаем, что родители для своих детей готовы на многое, и ваш проект «Студия 23ТМ» и театр «Быстрая лисица» «вырос» вместе с вашими собственными детьми. Но многое мы копируем со своих мам и пап. Как ваши родители повлияли на ваш выбор профессии и выбор своего призвания — быть волшебницей, рассказывающей сказки?

IMG_8525ОО! Это интересная тема для разговора )) Но мы начинаем слишком близко — с родителей.. На самом деле, я в своей семье уже пятое поколение педагогов, моя пра-пра-бабушка заканчивала институт благородных девиц и работала как гувернантка (интересно, что она всю жизнь не расставалась с легкой плеточкой, называющейся «гувернанткой», используя ее как инструмент вбивания знаний в учеников)). Но наибольшее влияние на мою судьбу оказала бабушка со стороны отца — она была неграмотной женщиной, но чрезвычайно артистичной и гостеприимной. У нее дом стоял у Волги, рядом с переправой, моста не было, поэтому все, кто приезжали на паром позже последнего, должны были где-то ночевать. Никто не пускал. А моя бабушка пускала, и всех кормила, поила и развлекала, и многие из этих людей становились ее нареченными родственниками (она была с детства сирота). Вот от этой бабушки (я жила у нее с года) я научилась воспринимать близких по духу людей как свою большую семью, танцевать без застенчивости, петь для радости и привечать в доме всех — больших и малых. Ну и пироги печь к встречам )). Что касается моих волшебных родителей, то им удалось воспитать меня, не используя никаких критических замечаний, порицаний и наказаний. Мы многое делали вместе, например, путешествовали, даже ходили на спортивные занятия (дельтаплан, лыжи, походы), ко всем моим начинаниям они относились с большим уважением и приязнью. С 3 до 6 мы вместе жили в Алжире — сказочной стране с синим небом, морем, горами, лесами и пальмами и всю ее объездили, и все время пели в дороге (не было в машинах приемников). Мы жили в поселке для преподавателей университета. Там были люди из разных стран. Взаимное общение, совместные игры, походы, путешествия, кукольный театр, рисование. Это было творческое детство. После приезда в Россию у меня сразу началась депрессия, продлившаяся многие годы, но любовь семьи постепенно поставили меня на ноги. Помогла и бабушка, о которой я говорила. Под ее руководством я могла оставаться дома, не ходить в ненавистный детский садик, и мы на пару придумывали с ней разные иногда небезобидные розыгрыши домочадцев. Вообще она могла легко изобразить привидение в простыне даже в преклонном возрасте )). Мои родители и сейчас поддерживают меня во всех творческих начинаниях )). УПС!! не ответила на заданный вопрос. Родители повлияли на выбор моей профессии. Моей отец одобрительно отнесся к моей заинтересованности психологией и посоветовал поступить на психологический факультет МГУ, и всячески помогал мне туда поступить ).

Откуда вы берете идеи для постановки спектаклей? Что вас вдохновляет?

IMG_7548К сожалению, я не могу ответить на вопрос, сформулированный таким образом. Я совершенно не беру идеи. Идеи властно и очень категорично сами пробиваются ко мне. И чаще всего в виде зрительных образов (например, главных героев), или в виде чрезвычайно приятной мелодии (это может быть песенка главного героя). Мое дело — только кротко отложить в сторону незаконченные дела и записать все, что в готовом виде ко мне уже пришло. Я сравниваю себя с трубой, по которой из некоего резервуара переливается содержание. Есть гормональные состояния, при которых сказок в голову приходит особенно много  — это беременность и первые месяцы после родов. Во время беременности последним ребенком я и начала писать совместно с музыкантами большие сказки — основу для спектаклей и аудио-дисков. Каждый месяц беременности мы выпускали по новому спектаклю и сказке, итого их за беременность набралось 9. А 10-ую «Оранжевую сказку» музыканты написали мне для родов. И она мне очень-очень помогла. Теперь мы медленнее выпускаем диски и создаем спектакли, но все же стремимся к новому ))

Кто готовит такие чудесные декорации и куклы для постановок? Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.

О!! Это результат деятельности многих, очень многих людей. Вы не представляете, сколько талантливейших мам, пап и бабушек я знаю!! Вчера мне принесли два новых занавеса. Их сделали профессиональный археолог и ее юная дочь )). Они в китайском стиле, мы будем использовать их для китайской сказки про драконов. Другие занавесы рисовала мне мама Женя, она профессиональный геолог и занимается с детьми мультипликацией. Птиц и других крупных существ шьет мама Настя — архитектор, она же автор большинства  обложек к аудио-сказкам. Трех планшетных (способ управления) гномов делала Настя из театра «Ученый медведь». При переодевании они могут превращаться и в девочку, и в женщин )). Многие игрушки выпущены фирмой Folkmanis. Люблю марионеток Pappet toys. Пальчиковые игрушки вязала мама Юля, она профессиональный переводчик-референт и бабушка Оля, она бывший прораб-строитель. Есть валяные лошадки в сказке «Паровозик и лошадка» мамы Даши, она профессиональный керамист. Сейчас компания из 2 мам Саш -архитекторов делает для меня набор драконов из папье-маше, разных обрезков и бытового мусора. Лично я делала лапти и кузов из бересты для мамы-лисы. Валяные грибы — результат труда профессионального фотографа. Если меня не остановить, то я так и буду перечислять всех талантливейших людей, с которыми я работаю ))

Кто вместе с вами показывает эти сказки? Расскажите немного о каждом. Участвуют ли в спектакле ваши собственные дети?

nadegdaГлавные люди, с которыми я показываю сказки, это музыканты. Есть прекрасный коллектив «Музыкальный салон «Надежда» под руководством Надежды Кузьминой. Под разные наши спектакли они объединяются то в квартеты, то трио, то дуэты. С ними мы играем большинство наших спектаклей. Это изумительные, тонкие люди, очень добрые и терпимые по отношению к детям. И что особенно прекрасно, педагогически ориентированные. Им очень нравится рассказывать после сказок детям об инструментах, задавать загадки, показывать звуки инструментов самих по себе. Еще я работаю с Дмитрием Шичалиным и Светланой Солдатенковой. Они входят в состав группы «Avis Dei». Это просто кладези знаний по средневековой, фольклорной музыке. С ними легко и просто превращать сценарий сказки в россыпь песен и мелодий. У них ярчайшая ассоциативная память. Достаточно спросить, с какой мелодией может идти кошка по Парижу в начале 18 века — и вот уже через минуту Вы слышите основной мотив «кошачьей сказки». Также мы работали с чудесными музыкантам из коллектива «Auroria», они играют на плоских колоколах (билах), ситаре, гитаре, флейтах, перкуссии. С ними созданы наши самые волшебные сказки — акулья, гномья, дюймовочка, оранжевая. сейчас мы думаем над новыми сказками и спектаклями. В них будет испанская гитара, американское банджо, скандинавская скрипка… даже глаза разбегаются от того, сколько еще интересного и прекрасного можно напеть и наиграть нашим детками и родителям ))). В большинстве моих сказок есть второй ведущий. Это сложная роль, поскольку я раздаю детям пальчиковые игрушки, а задача этого человека — их забрать у деток )), а также вовремя положить и унести временные декорации, внести новых героев… сказок много, а помнить надо мелкие детали каждой и все вовремя сделать. Сейчас мне помогает моя 15-летняя дочь Алиса, 12-летний сын Олег и весьма часто — прекрасные мамы из моей студии, сами очень хорошие ведущие и преподаватели.

В ваших спектаклях вы с музыкантами используете живую музыку от классики до народных мотивов разных стран. А вы сами играете ли на музыкальных инструментах? Какие направления в музыке вы любите?

RYB_46638Мой любимый инструмент — пентатонический глокеншпиль, исключительно потому что я могу в сказках  с его помощью буквально одним или двумя звуками (неважно, где именно ты коснешься его) создавать волшебное настроение. Я использую для проведения сказок перкуссию, люблю с ней танцевать под музыку, например, с бубном ))). Летом, когда у меня есть время я тихоньку осваиваю ирландскую арфу и блок-флейту, но это еще далеко до такого состояния, чтобы я могла бы обходиться без профессиональных музыкантов. Классического музыкального образования у меня нет, но пою я с младенчества (всегда пела в детстве с родителями). Я обожаю средневековую европейскую музыку, она такая заводная, оптимистичная и энергичная, что удивительно — у людей была холера, чума, войны, их жгли на кострах — а музыка так и светится радостью. Я обожаю самый разный фолк. Сейчас случаю диски со скандинавской фолк-музыкой и балканской — думаю о новых сказках )). А если говорить о воспоминаниях, то родители не принуждали меня ходить в музыкалку, хотя робкую попытку довести меня до преподавателя сделали )). Первое музыкальное впечатление от классической музыки — это был реквием Моцарта в Домском соборе в возрасте 8 лет. С тех пор я безоговорочно полюбила классическую музыку, Моцарта и орган ))

Из всех ваших спектаклей есть ли у вас самый любимый? Какой? Чем он вам так дорог и близок?

Я очень сезонный человек (благодаря работе в вальдорфской системе, где сезонность деятельности очень ценится). Поэтому у меня каждый спектакль становится любимым в его время года — в сентябре простенькая и нежная, с сорванными листочками и пахнущими яблоками «Осенняя сказка», в октябре — «Путешествие муравьишки», которому я сочувствую всей душой. В ноябре я поддаюсь на вечернее светлячковое самоцветное настроение «Гномьей сказки», в декабре очарована ароматами Щелкунчика в нашей «Мышиной сказке» и т.д. Нет спектаклей, которых я не любила бы, поскольку каждый из них — это продолжение меня, ситуации в моей семье, в моем мире.

unnamed (2)С какого времени вы сотрудничаете с клубом «Большая Черепаха»? Как встречает вас публика в наших стенах?

С клубом «Большая черепаха» мы сотрудничаем с момента его основания, сотрудничество протекало у нас в разных формах, что касается наших сказок, то мы их ставим уже третий сезон. И показ спектаклей в помещении клуба на Вавилова для нас всегда особый праздник. Мы с музыкантами обожаем акустику вашего высокого зала, потому что он позволяет проявляться голосам инструментов и людей в полной мере, а двухуровневая структура зала и тайнички на первом этаже позволяют делать всякие «удивительности» в ходе спектаклей. В общем, в сказочном помещении легко ставится и проводится сказка. Про публику в ваших стенах и говорить не приходится — она просто волшебная. Где вы таких чудесных, творческих и воодушевленных людей берете? ))

 Мы тоже немного волшебники!)) Спасибо за такие добрые слова! Ждём вас и всю вашу команду в нашем клубе на ваших новых спектаклях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *